ответ на один из вопросов
в одном из предыдущих постов:
СПАСИБО
Ashisu:
06.05.2017 в 20:42
о символике прически Баньжо и немного о критериях красоты
Две длинные пряди спереди, похожие на усики насекомого, называются "локоны цикады". Они считались сексуально привлекательными, возбуждающими, часто упоминались в любовной поэзии, сравнивались с "легкими облаками". "Прическа-тучка" часто подразумевает и "локоны цикады". В романе СЛ принц Юй "взглянул на прическу-тучку, почувствовал нежный аромат, обнял Баньжо за талию и притянул к себе", но рейтинга не получилось, потому что пришла его жена.
А "локоны цикады" фигурируют еще в древней "Книге песен" ("Шицзин"):
Пальцы — как стебли травы, что бела и нежна...
Кожа — как жир затвердевший, белеет она!
Шея — как червь-древоед белоснежный, длинна,
Зубы твои — это в тыкве рядком семена.
Лоб — от цикады, от бабочки — брови... Княжна!
О, как улыбки твои хороши и тонки,
Резко сверкают в глазах твоих нежных зрачки.
«Головка цикады» — две длинные свисающие пряди в прическе принцессы. «Брови-бабочки» намекают на изящно закрученные усики этого насекомого. Эта строка неоднократно воспроизводилась в последующие века в качестве стереотипного эпитета для красавицы.
Были и региональные отличия в критериях красоты между Северным и Южным Китаем: северянин и южанин спорили, какая из столичных куртизанок самая красивая. Южанин указывает на самую красивую по его мнению.
Северянин: Она слишком скуластая!
Южанин: Нет красавицы, у которой не было бы скул.
Т.е. по "южным" критериям красивы Нихуан, Ся Дун и жена Юя.
мужская красота
Мужчины ценились либо стройные, изящные, умные, экстравагантные и независимые, как Мэй Чансу, либо накрашенные женственные юноши для удовольствий, которые умели хорошо петь, танцевать и развлекать господина. Вообще эпоха Южных и Северных династий отличалась небывалым расцветом "южного поветрия" (гомосексуализма).
У тогдашних девушек была другая проблема: "она стесняется подойти, опасаясь, что он станет сравнивать ее с надкушенным персиком" (т.е. с партнером-мужчиной, и не в ее пользу). Несмотря на то, что брак был выполнением долга перед предками и средством заключения политических союзов, многие молодые люди тянули с женитьбой и (или) боялись женщин.
А так, да, девушки тоже любили изящных красавчиков, но см. выше. Но при этом идеал мужской красоты выглядит более гармоничным, чем культ "хлипкого ученого" в эпохи Мин и Цин, все-таки сила и ловкость ценились тоже. Образ МЧС, впрочем, имеет и черты позднейшего идеала хрупкого болезненного ученого. Его болезнь обостряется от сильных эмоций, как у героев сентиментальных историй про "красавицу и талантливого юношу". При этом он стратег, как Чжугэ Лян и экстравагантный свободный интеллектуал как "мудрецы из бамбуковой рощи".
Еще о красоте: комментарий китаеведа А. Старостиной (в жж mingqi): "ценилась белизна кожа (и отсутствие румянца). Для женщин была важна тонкая талия, для мужчин - не знаю. Глядя на фрески: по большей части относительно худые люди с покатыми плечами; какая-то особенная грация в их движениях чувствуется, которой нет на более ранних ханьских картинках. Лица скорее круглые."
Грация и некая "стилизованность" движений - вообще очень важно. В СЛ это "поставлено" в отличие от многой другой костюмной китайщины: посмотреть, как кланяются, едят и т.п.
Очень белая кожа МЧС подчеркивается в романе.
